English version

Поле жизни

Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.

mainImg
Архитектор:
Антон Любимкин
Сергей Гнедовский
Мастерская:
Архитектура и культурная политика ПНКБ https://пнкб.рф
Проект:
Музей Русского Поля
Россия, Монастырщино

Авторский коллектив:
Антон Любимкин, Семён Журавлёв, Илья Захаров, Сергей Гнедовский, Екатерина Любимкина, Владимир Беляков 
 

9.2022 — 12.2023

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»»
Вот всех я по местам расставил
<…>
А снизу поле предоставил
Для битвы поле предоставил
Его деревьями уставил
Дубами-елями уставил
Кустами кое-где обставил
Травою мягкой застелил
Букашкой мелкой населил
Дмитрий Пригов, «Куликово поле»
 
В школу я пошел в год 600-летия Куликовской битвы, в 1980 году. Юбилей исторического сражения стал в тот год важной составляющей советской патриотической пропаганды, и отмечался он весьма широко и разнообразно. Я хорошо помню посещение нашим классом открытых к этому случаю выставок в Историческом музее и Третьяковке. Помимо специальных экспозиций в музеях, этой теме были посвящены диафильмы, учебные телепередачи, большие куски в каких-то учебниках (историю в младших классах отдельно не изучали). В памяти сохранилась масса исторических и легендарных подробностей: поединок Пересвета с Челубеем, засадный полк воеводы Боброка, сжигание мостов князем Дмитрием... 1380 год был одной из главных исторических дат, которые я вынес из начальной школы. Так что важность Мамаева побоища для российской истории никогда не вызывала у меня сомнений.

Поэтому я был немало удивлен, когда узнал, что первая полноценная музейная экспозиция на месте этого исторического события открылась только к юбилею, в том самом 1980 году, а отдельный музей был создан лишь еще 16 лет спустя, в 1996.

Впрочем, деятельность работников музея была столь разнообразной и активной, что сейчас уже трудно поверить, что ему всего 28 лет.

Задачу музеефикации событий, непосредственно связанных с Куликовской битвой, с 2016 года выполняет построенный по проекту бюро «Архитектура и культурная политика ПНКБ», Музей Куликовской битвы, о котором тогда подробно написала для ARCHI.RU Юлия Шишалова.

Помимо этого здания, расположенного в селе Моховое, в самом центре исторического поля, на территории Государственного музея-заповедника «Куликово поле» действуют и другие музейные учреждения, экспозиции которых далеко не всегда тесно связаны с, так сказать, титульным событием. Так, экспонаты комплекса в селе Монастырщино, находящегося севернее места сражения, рассказывают об истории окрестных земель от Великого переселения народов до сражения с Мамаем, а экспозиция в расположенном неподалеку поселке Епифань посвящена купеческому быту XIX–XX веков.

В окрестностях поля есть также несколько мемориальных сооружений, наиболее интересное из которых, на мой взгляд – храм-памятник Сергия Радонежского, построенный в 1917 году на Красном холме, южнее места битвы, по проекту А.В. Щусева. И этот храм, и расположенный в Монастырщино храм Рождества Пресвятой Богородицы (арх. А.Г. Бочарников, 1884), переданные в настоящее время в ведение РПЦ, в разные годы служили пристанищем для экспозиций музея или для временных выставок.

Но в составе музея-заповедника нет пока отдельного здания, посвященного одной из его главных ценностей – полю как таковому.

Его огромная территория, более 7,5 тысяч гектаров, составляет 65% от всех особо охраняемых природных степных территорий Тульской области. Треть встречающихся там животных и растений – краснокнижные. Неудивительно поэтому, что музей работает не только как исторический, но и как природный заповедник. Сотрудники активно занимаются поддержанием и изучением этого мощного природного ресурса: борются с браконьерством, расставляют фотоловушки для съемки редких животных, следят за состоянием памятников природы, собирают гербарии и энтомологические коллекции. Они также ведут, на основе исследования изменений природного и культурного ландшафта на протяжении веков, уникальные работы по «восстановлению в исторических границах XIV века лесных и степных участков поля битвы».

Выращивают дубравы и сажают ковыль!

О поле как о природном объекте повествует часть экспозиции на подземном ярусе Музея Куликовской битвы. Но с появлением нового музея «Русское поле», архитектурная концепция которого была представлена в ноябре 2024 года на выставке «Зодчество», рассказ об «изучении и восстановлении природно-исторического ландшафта» Куликова поля должен стать намного более подробным и наглядным. Задача нового проекта, как говорят в один голос и представители институции, и архитекторы – «высветить памятное место не только как поле битвы, но и как поле жизни».
Музей Русского Поля. Спутниковая схема
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Концепция здания, которое планируют построить в селе Монастырщино к 650-летию Мамаева побоища, разработана уже знакомыми нам авторами Музея Куликовской битвы, бюро «Архитектура и культурная политика ПНКБ» в продолжение их многолетнего сотрудничества с музеем-заповедником. И тут, конечно, сложно удержаться от сравнения двух музейных зданий, проекты которых появились с интервалом в полтора десятка лет.
Музей Русского Поля. Вид с дороги, с северо-запада
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Подобно зданию 2016 года, новый объем как бы вырастает из земли. С поверхности поля здесь тоже можно будет беспрепятственно подняться на крышу. Вид, открывающийся с этой высокой точки, позволит посетителю не только проникнуться красотой окрестного ландшафта, но и оценить масштабы поля.

Возможно, он сможет разглядеть кровлю расположенного в 5 км к югу музея в Моховом, а за ней, на Красном холме, щусевский храм и мемориальную колонну 1852 года (арх. А.П. Брюллов).
Музей Русского Поля. Деталь фасада
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Внешний облик «Русского поля», его силуэт – намного более плавный, чем у музея Куликовской битвы. С большинства ракурсов новый музей похож на пожелтевшую на солнце и склонившуюся на ветру поросль гигантского ковыля, или на огромную вязанку соломы. На «мягкий» образ, отражающий более мирную тематику новой экспозиции, работает и выбор материала фасадов. Здание, напоминающее в плане гигантскую улитку, облицовано косо уложенными бревнами, образующими гиперболическую поверхность. Гиперболоид – плавная форма, состоящая из прямых линий – идеально подходит для того, чтобы примирить природу и геометрию. 
  • zooming
    1 / 3
    Музей Русского Поля. План цокольного этажа
    © Архитектура и культурная политика ПНКБ
  • zooming
    2 / 3
    Музей Русского Поля. План 1 этажа
    © Архитектура и культурная политика ПНКБ
  • zooming
    3 / 3
    Музей Русского Поля. Разрез
    © Архитектура и культурная политика ПНКБ
Спираль – форма, ставшая основой плана, порождает очевидный набор вполне подходящих ассоциаций: это и раковина древнего моллюска, и спираль эволюции, соединяющая этого моллюска с современными формами жизни, и спираль истории, связывающая нас с современниками Дмитрия Донского… 

Пожалуй, менее очевидная ассоциация – с компрессором, создающим внутри здания избыточное давление. Именно оно позволяет разместить в залах концентрат куликовского природно-исторического контекста, равномерно, как пылесосом, собранного по всей поверхности поля и даже отчасти из его недр.
Музей Русского Поля. Вид с дороги, с севера
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Музей Русского Поля. Вход
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Впрочем, главная задача спиралевидной структуры, по словам авторов проекта – заранее подготовить посетителя, приехавшего в музей-заповедник по «обычным» полям, к визуальному и тактильному восприятию исторически значимого природного пространства. Поэтому архитекторы уверенно направляют людской поток по строго определенному маршруту, заданному намного императивнее, чем в музее Куликовской битвы. Посетителей, входящих в здание со стороны подъездной дороги, сперва «засасывает» в самый его центр.
Музей Русского Поля. Схема 1 вход
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

«Необходимо переключение, – объясняет архитектор Антон Любимкин, – чтобы человек сначала попал в пространство, в некотором смысле противопоставленное Полю». Таким пространством становится колодец, соединяющий первый и цокольный этажи, и подсвеченный через отверстие в кровле. Тесный по сравнению с окрестными просторами, он должен, по мысли архитектора, «погрузить человека вовнутрь себя». Там, продолжает Антон, «пространство развивается таким образом, что он невольно поднимает голову вверх, в какой-то момент мы видим небо и происходит осознание внутренней свободы, которая присутствует вне зависимости от свободы физической…».
Музей Русского Поля. Схема 2 колодец
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Гостя, постоявшего какое-то время на балконе, опоясывающем колодец на уровне земли, здание-компрессор отправляет сперва вниз, на цокольный этаж, а потом вверх – по уступам залов вдоль расширяющихся витков спирали.
Музей Русского Поля. Схема 3 движение посетителя
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Подробная содержательная концепция экспозиции еще разрабатывается под руководством известного дизайнера Антона Фёдорова, но базовое представление о ней уже сейчас можно составить по рассказам архитекторов: на каждой ступени экспозиции поле открывается посетителю новой своей стороной, начиная от геологии и почв, через разнообразие всего, что растет и бегает по поверхности, к воздуху над полем, со всеми содержащимися в нем птичками и бабочками.
Музей Русского Поля. Фрагмент экспозиционного пространства на первом этаже
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

По мере движения из-под земли к небу экспозиционное пространство расширяется. На втором, внешнем витке частью экспозиции становится уже и реальное поле: здесь музейное пространство выходит к наружной остекленной стене, за  которой поле проступает сквозь косой частокол из бревен.
Музей Русского Поля. Схема 4 выход в поле
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

В конце пути спиральный маршрут «выбрасывает» подготовленного посетителя наружу, лицом к полю, о котором он теперь знает существенно больше, и готов к осознанному погружению в этот одновременно и уникальный, и типичный русский ландшафт.
Музей Русского Поля. Вид сверху
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Музей Русского Поля. Выход в поле и подъём на крышу, вид с юга, со стороны Куликова поля
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Музей Русского Поля. Ситуационный план
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Архитектор:
Антон Любимкин
Сергей Гнедовский
Мастерская:
Архитектура и культурная политика ПНКБ https://пнкб.рф
Проект:
Музей Русского Поля
Россия, Монастырщино

Авторский коллектив:
Антон Любимкин, Семён Журавлёв, Илья Захаров, Сергей Гнедовский, Екатерина Любимкина, Владимир Беляков 
 

9.2022 — 12.2023

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»»

30 Декабря 2024

Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Похожие статьи
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Сад за крепостной стеной
Мастерская Ильи Гринберга спроектировала для Гурьевска микрорайон, на концепцию которого повлиял сохранившийся вокруг Калининграда пояс фортификационных сооружений. С одной стороны урбан-блоки формируют жесткий треугольник – четкий уличный фронт и звено в цепи будущих микрогородов, с другой – подобие тихого и укрытого от всех невзгод садово-паркового ансамбля. Вашему вниманию – авторский текст о проекте
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.