Комментарии экспертов. Цирк

Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.

mainImg
Сегодня было объявлено о результатах второго общественного голосования по проекту для нового московского цирка. Который по итогам предшествующего голосования решено перенести с проспекта Вернадского в Мневниковскую пойму. 

На сайте «Личный блог Сергея Собянина» сообщается, что «...по итогам голосования, из шести вариантов наибольшее количество голосов набрала визуальная концепция архитектурного бюро «АПЕКС», которую поддержали 29% взрослых и 42% детей». Под концепцией подразумевается тот разноцветный проект, о победе которого было объявлено на пике всей истории, 31 января. Тогда же было заявлено, что Apex «продолжит работу» над победившим конкурсным проектом. 

Резюмируя – посредством двух общественных голосований, с привлечением к выбору архитектурного проекта детей, произошло следующее: проект, выбранный в январе, сохранил свои позиции, но переехал на greenfield, в Мневниковскую пойму. 
  • zooming
    Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
    © APEX / mos.ru
  • zooming
    Планируемое на 03.03.2025 место строительства нового Большого московского цирка

Комментарии экспертов архитектурно-строительной отрасли по конкурсу на проект цирка появились в целом ряде разных изданий после начала голосования, в один день – 3 марта. А сегодня мне Москомархитектура предложила их мне для публикации. Я обрадовалась, и стала изучать вопрос. По итогам изучения нашлись еще дополнительные комментарии, в том числе – всех архитекторов, участвовавших в конкурсе. Их тоже грех не опубликовать. 

Но самым интересным для меня лично оказалось, что комментарий Григория Ревзина, с которым мы не так давно обсуждали ситуацию вокруг цирка в частности и сносов советского модернизма вообще, – не попал ни в одно издание целиком. С радостью исправляю эту ошибку и ставлю его первым, для полноты освещения ситуации. 

Кроме того в самом конце тексте можно найти комментарий Елизаветы Лихачевой, опубликованный сегодня в ее Блоге директора – на данный момент это самая свежая оценка ситуации.

Да, общее резюме всех комментариев довольно простое: все, кто более-менее связан с архитектурой, приветствуют перенос площадки в Мневники. 
ЮТ

Итак, ниже комментарии экспертов по новому московскому цирку. 

zooming

Григорий Ревзин,
российский историк, искусствовед и архитектурный критик

«Я думаю, мы должны признать, что история с цирком на Вернадского разрешилась если не окончательно, то позитивным и необычно корректным образом. Существующее здание не сносят. Цирк построят на новом месте, в Мневниках. Проект нового цирка выносят на голосование граждан.

Для меня самым важным здесь является то, как проявил себя Сергей Собянин. Он не занял позицию стороны конфликта, а встал над ним и сумел его разрешить. Боюсь, стоит исходить из того, что на самом деле он легко мог снести это здание. Массовых движений в его защиту, демонстраций и акций протеста, как с «Англетером» в Питере в 1987 году, не случилось бы. Время другое, да и любителей цирка, как мне кажется, не так много, как почитателей памяти Сергея Есенина. Но Собянин перевел ситуацию в цивилизованное русло – голосования, и учел его результаты. Я не могу вспомнить в сегодняшней российской практике случаев, когда бы городские конфликты решались бы так спокойно и корректно. Чаще у нас неадекватные замыслы второго эшелона управленцев и связанного с ними бизнеса перерастают в скандальную борьбу власти с горожанами, пускай и с меньшинством. Вспомните хотя бы Екатеринбург 2019 года. Здесь все разрешено так, как у нас редко бывает. Хотелось бы, чтобы Собянин здесь, как в случае с «Моей улицей» или с парком Зарядье, задал некий стандарт для других городов России.

Что касается нового цирка, то идея вынести проект на народное голосование мне не очень близка, для меня выбор проекта – это профессиональный вопрос. Я рискну предположить, что в итоге такого голосования может победить тот проект, который был опубликован, ну или нечто подобное. Он вызвал негативную реакцию профессионалов, но вообще-то нельзя не признать, что и люди цирка, и политики – они неплохо чувствуют вкусы и настроения людей. Это был развеселый балаган, архитектурная клоунада, и я думаю, что нечто такое и победит в такой процедуре.
С другой стороны, если в Мневниках – почему нет? Это видимо станет городской достопримечательностью. В Мневниках не так много интересного, кроме природы. А тут цирк, выбранный людьми. В Москве такого нет, но Москва такое любит. У Михаила Пыляева была такая книжка «Замечательные московские чудаки и оригиналы», там много такого, и это живая традиция. Вот у нас есть такой дом, «Дом-яйцо» Сергея Ткаченко на улице Машкова. Когда его строили, в 2002 году, здание в форме яйца Фаберже казалось с профессиональной точки зрения так сказать небезусловным решением. А теперь это хит москвоведческих экскурсий.
Если я уважаю процедуру голосования за то, что вот, старый цирк не сносят, надо уважать ее и за то, какой новый цирк выберут. Те люди, которым нравится что-то типа опубликованного проекта цирка – они есть, они жители города и имеют право на представительство. Так что здесь вопрос скорее в том, как этим ресурсом грамотно распорядиться. Если в Мневниках построят такой новый цирк – это цивилизованное решение, даже если само здание окажется излишне развеселым. Свой профессиональный скепсис в этом случае можно оставить при себе.

К сожалению, вопрос не решен, а подвешен. Москва взяла на себя обязательство пока не сносить старый цирк, но не взяла на себя обязательства его сохранить. Вероятно, мы окажемся в ситуации, когда цирк переедет в новое здание, а на балансе города останется старое, не памятник, которое никак не используется. Год, два, три, мы знаем, чем такое кончается, кто-то заметит, что это прекрасная инвестиционная площадка. Хотелось бы, чтобы в этот раз кончилось иначе. Ну хоть Университету его отдайте, прекрасная аудитория! Я не являюсь поклонником архитектуры соцмодернизма, но мы увидели, что есть множество москвичей, которые это здание высоко ценят, видят в нем символ и не готовы смирятся с его утратой. Если вопрос об их мнении оставить на потом, то, возможно, они не вполне успокоятся уже сейчас».

Пересказано в ЖЖ Иды Михайловой. Там же комментарий Павла Авдеева, председателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере архитектуры, проектирования и строительства: «Новый цирк не просто новое сооружение – это вклад в развитие городской инфраструктуры и новая точка притяжения. Цирк должен гармонично вписаться в облик города и стать его украшением». Он пообещал поддержку проекту на всех этапах и выразил уверенность, что новое здание станет одной из достопримечательностей столицы.

zooming

Николай Шумаков,
президент Союза архитекторов России (САР) и Союза московских архитекторов (СМА)

«Категорически приветствую перенос нового цирка в Мнёвники, что позволит без исторических ограничений смелее экспериментировать с формами, технологиями, медиа, а артистам работать без пауз.  Кроме того, судьбу проекта решают сами москвичи – это новый уровень городского участия».

Опубликовано на Рэмблер

zooming

Дмитрий Швидковский,
ректор Московского архитектурного института, президент Российской академии архитектуры и строительных наук

«Великий французский поэт Эмиль Верхарн, посетив Москву, писал, что древняя российская столица «остается в моих глазах самой красивой из всех встреченных мною феерий… те, кто видят так много причудливой и как бы сверхъестественной красоты, должны стремиться… продолжить ее». Мы действительно должны сохранить город ярким и многогранным, и делать для этого все возможное, современная Москва идет именно в этом направлении.

Отлично, что новый цирк появится во Мнёвниках, где давно был задуман центр для детей. Это обогатит наш город, будет новое яркое здание, и оно станет по-настоящему цирковым, радостным и фантастическим. Такое настроение в традициях архитектуры нашего города, в нем всегда присутствовала архитектура праздника, и в создании парковых театров и павильонов, и в выставочном строительстве советского времени, в котором участвовали великие московские архитекторы от Шехтеля до Мельникова. Причем Правительство Москвы приняло совершенно правильное решение, когда провело именно конкурс на это здание, и было выбран архитектурный образ, который полюбят дети, как театр кукол на Садовой.

Вероятно, первоначальное решение будет дорабатываться и по-другому в архитектуре бывает редко, но улучшать можно до бесконечности, а хотелось бы, чтобы настроение игры, циркового спектакля, перенесенного зодчими в пространство города, найденное в ходе конкурса, сохранилось, и еще один цирк стал бы не только альтернативой прежнему, но и новым приобретением облика города».

zooming

Татьяна Гук,
директор Института Генплана Москвы, кандидат архитектуры

«Идея о переносе цирка на новую площадку, в Мнёвниковскую пойму рациональная. Теперь можно смело экспериментировать, потому что на этой территории складывается современный динамичный архитектурный контекст. Что касается образа цирка, то открытое голосование за конкурсные варианты на «Активном гражданине» – это важное решение. Москвичи сами выберут каким будет новый объект.  Все варианты, которые представили финалисты конкурса, профессиональные, качественные, выполнены яркими и талантливыми архитекторами. Была проведена большая работа по созданию концепций.  Конечно, они еще будут дорабатываться. В Москве появится проект, который выберут и примут жители».

Опубликован на RT, там же комментарий Артемия Лебедева, дизайнера: «Во-первых, люди будут идти мимо и говорить: «Не здание, а цирк какой-то!». Подходят – а это и правда цирк. Во-вторых, это очень понравится детям. А для кого еще цирки делают?». 

И там же комментарий Алексея Хижняка, экономиста, члена Московского регионального отделения «Деловой России»: «Во-первых, основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного – и яркость и легкая вычурность концепта цирка 100% притягивает внимание... Во-вторых, основная идея конкурса архитектурных проектов заключается в том, чтобы превратить цирк в многофункциональную площадку формата lifestyle, где люди смогут проводить весь день. И если это будет место для семейного отдыха, где не только «купил билет – посидел два часа на шоу, вышел и уехал домой», а можно провести весь день – это, однозначно, плюс не только для района, а для города в целом».

zooming

Петр Кудрявцев,
урбанист, основатель CM International

«Важное умение современного города – слышать его жителей, как экспертов, так и обычных горожан, и находить компромиссы в сложных решениях большого масштаба. История с Большим Цирком на Проспекте Вернадского показывает всем нам открытость к диалогу и общую заботу о лице города. К определению судьбы проекта были подключены не только специалисты, но и горожане – это важный прецедент в городском развитии, когда большие проекты проходят несколько стадий общественного согласования и принятия. И чем больше будет таких прецедентов, тем прозрачней будет процесс развития городской ткани – власти, бизнес, эксперты и москвичи совместно будут формировать и улучшать свой город.

Большой плюс – новое здание появится в обновляемом районе, где меньше контекста, и где существуют возможности для экспериментов. В Москве в последние годы существует, и довольно успешно реализуется, тренд на знаковую и яркую архитектуру, проекты последних лет это подтверждают. Так и работа над проектом нового здания Большого Цирка требует интересного и креативного подхода, нового прочтения, смелых решений. И учитывая открытость города к диалогу, уверен, что финальный проект станет эталонным решение для всех».

Опубликован в РИАМО, как и комментарий Андрея Асадова, и, там же, еще раз комментарий Артемия Лебедева. 

zooming

Андрей Асадов,
архитектор, основатель бюро ASADOV, участник архитектурного конкурса на новое здание Цирка

«Выбор новой локации для нового здания цирка – разумная и во многом единственно верная стратегия. С одной стороны, мы сохраняем существующее здание и ландшафт, имеющие градостроительную значимость и архитектурную ценность. А, с другой стороны – получаем новую точку общественного притяжения в новом районе города.

Все будущие функции здания могут комфортно разместиться на новой территории, создавая удобство для посетителей, сотрудников цирка и животных, для которых необходимы просторные крытые и открытые пространства.

Также при сохранении существующего здания цирка на текущий момент не нужно искать площадку для выступлений и тренировок цирковой труппы на период строительства нового комплекса.

Верность решения подтверждает и исторический опыт – именно по такому пути Москва пошла более полувека назад, построив современное здание Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, вместо сноса старого цирка на Цветном бульваре.
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© АБ ASADOV / mos.ru

Представленные на конкурс проекты предлагают яркие нестандартные подходы, как может выглядеть новое здание цирка. Сам формат выбора через профессиональный конкурс, где конкуренция предложений от разных авторских коллективов позволяет выработать оптимальное решение, – одна из лучших практик как в мировой архитектуре, так и в московской – Храм Христа Спасителя, здание Исторического музея на Красной площади, парк в Зарядье и многие другие проекты реализованы по результатам архитектурных конкурсов.

В оценке конкурсных проектов учитывается множество параметров, как объективных (учет град.ограничений, качество планировочных решений, уместность и экономика архитектурных решений и другие параметры), так и субъективные, образные (как здание воспринимается, формирует ли узнаваемый образ). Так что выбор победителя всегда учитывает множество факторов, тем более для здания цирка, где эмоциональное восприятие глазами ребенка не менее важно, чем соответствие «взрослым» критериям.

То, что значимое как для города, так и для жителей решение (думаю, сложно найти тех, кто хотя бы раз в детстве не побывал в цирке), принимается коллективно и каждый может выразить свою позицию онлайн-голосованием – важный прецедент градостроительной политики Москвы. Данную практику участия жителей и экспертов в решении судьбы значимых архитектурных ансамблей столицы стоит поддерживать и развивать».

Опубликовано в РИА Новости – напоминаем, все комментарии от 3 марта, когда о завершении голосования еще не было объявлено – как и комментарии всех других участников. 

zooming

Юлий Борисов, 
руководитель и основатель компании UNK

"Вместо традиционной архитектуры команда UNK предложила комплексную городскую структуру, объединяющую архитектуру, ландшафт и благоустройство. Колонны состоят из сетчатой самонесущей структурной конструкции и покрыты экранами медиафасада, которые позволяют изменять внешний вид".
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© UNK / mos.ru

Далее цитируем издание: «Борисов отметил, что проект бюро предполагает несколько уровней здания. На первом располагается колоннада с шоу фонтанов и местами отдыха. На втором – благоустроенные зеленые зоны, открытые летние площадки и крытые павильоны для различных мероприятий. Третий уровень – это площадь с летней сценой и панорамным рестораном-аттракционом, поднимающимся на высоту 95 метров».

zooming

Антон Бондаренко, 
главный архитектор проектного бюро АПЕКС

«Главный объем – куполообразное здание, формой отсылающее к классическому цирковому куполу, но выполненное в совершенно новой, динамичной геометрии. Легкая, текучая оболочка кажется натянутой, словно ткань под воздействием центростремительных сил, что создает ощущение движения даже в статике. Эта пластичность делает здание скульптурным элементом городского пространства, но при этом функционально оправданной оболочкой для цирковых представлений».
Проект реконструкции здания Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, 01.2025


zooming

Елена Мызникова,
главный архитектор компании Marks group

«Наш проект цирка предполагает создание объекта, полностью интегрированного в городскую среду с акцентом на скульптурные формы. Особенностью проекта является единство бионических форм и динамичный ритм всего комплекса. Пересекающиеся поверхности цилиндров образуют единую систему пандусов и озеленённых прогулочных зон, которые опоясывают цирк от нижней до верхней отметки, создавая плавные линии и формы, придающие ощущение непрерывности и движения, не пересекая пути пешеходов и автомобилей. Одним из преимуществ нашего проекта является возможность альтернативного использования площадей здания, которые запроектированы для проживания и тренировок животных. При этом продуманная форма зала и рассадка зрителей позволяет использовать манеж под всевозможные форматы представлений».
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© Маркс Инжиниринг / mos.ru


zooming

Никита Богачкин, 
руководитель мастерской №3 компании «Мирпроект», автор проекта от бюро

"Особенность нашего проекта – внешнее покрытие купола, как вторая городская площадь с возможностью доступа зрителей к смотровым террасам в виде лабиринта. В верхней отметке купола размещено окно – окулус, который является смотровым порталом для зрителей. При этом образ прозрачного входа, обращенного к пространству площади перед входом в метро, – это дань историческим традициям циркового искусства".
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© МИР-Проект / mos.ru


Только Иван Греков никак не прокомментировал свой проект цирка. 
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© KAMEN / mos.ru


zooming

Евгения Муринец,
архитектор, член Экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды, преподаватель магистратуры ИГСУ РАНХИГС по направлению «Стратегическое управление городом и урбанистика», эксперт Комиссии по жилищной политике Общественного совета при Минстрое России

«Любая интеграция в исторический контекст – это всегда дискуссия представителей разных сообществ, в том числе как представителей городских властей между собой, так и представителей экспертного сообщества. Экономическая целесообразность зачастую «конфликтует» с памятью места, его историческим контекстом. Для особо крупных и значимых с точки зрения социально-экономического развития территории объектов целесообразно рассматривать участки, не ограниченные ЗОУИТами, а также эстетическими визуально-ландшафтными ограничениями, как правило связанными с историческим контекстом застройки. Данные территории должны иметь хорошую транспортную доступность для населения, в первую очередь обеспеченность общественным транспортом. Изохрона доступности может быть рассчитана исходя из вместимости планируемого цирка и радиуса доступности для основной целевой аудитории.
 
Социально-политический ландшафт столицы сегодня отличается глубокой информированностью всех групп населения не только о планах города по развитию, но и первопричинах формируемой городом градостроительной политики, а также широкими возможностями открытого самопозиционирования не только в социальных сетях, но и на площадках очных коммуникаций. Такая ситуация обязывает учитывать мнения граждан, в особенности касательно острых вопросов масштабных строек. Касательно вопроса строительства нового цирка в Москве следует рассмотреть возможность многоэтапного вовлечения граждан в процесс выбора площадки для застройки и дальнейших объемно-пространственных решений. Процесс выбора (голосования) следует сопровождать публичными дискуссиями на экспертных и общественных площадках, целью которых должно стать раскрытие преимуществ и недостатков той или иной площадки или же архитектурно-градостроительного решения планируемого объекта».

Опубликовано в РИА Новости

zooming

Мартовицкая Анна,
архитектурный критик, журналист, блогер

«Идея реализовать проект нового цирка на территории Мнёвников и сделать этот комплекс частью вновь создаваемой там городской среды, безусловно, отличная. Во-первых, это решение принято вследствие развернувшейся общественной дискуссии, и тот факт, что мнение горожан было услышано властью, вызывает большое уважение. Во-вторых, масштаб обсуждаемого комплекса, конечно, куда точнее соответствует масштабу именно современной застройки. В Мнёвниках нет ограничений со стороны исторического контекста, а значит, там можно куда свободнее экспериментировать с композиционными и колористическими приемами, продолжая творческие поиски во имя воплощения образа цирка XXI века».

Опубликовано в «Комсомольской правде». 

zooming

Елизавета Лихачева, 
бывший директор ГМИИ и ГНИМА

«Во-первых, от концепции до реализации нужно будет пройти большой путь, так что мы наверняка увидим не тот рендер, который всем не понравился, а что-то более понятное.

Во-вторых, согласно сообщению, проголосовали за проект дети. Дети выбрали что-то большое, яркое и светлое. С точки зрения детской психологии выбор объясним.

Я убеждена в том, что эта концепция не окончательная. Убеждена в том, что проект нуждается в серьезной доработке. Даже с учетом того, что это детский цирк.

Что касается места строительства, Мневники – мертвый район города. Москва – очень странное место в этом смысле. У нас может быть мертвый район города в самом центре. Например, Хитровка, которая не оживает, не смотря на все усилия московских властей.

Можно ли оживить Мневники? Я буду рада, если это удастся.

Единственное, чего я опасаюсь, это один из немногих полностью зеленых районов города. И хотелось бы экологичность этого района сохранить. 

Концепция цирка мне не нравится, как не нравилась и до этого. Единственное, что добавляет некоторого осторожного оптимизма – от концепции до реализации проходит значительное время. И концепции, как правило, от первоначального замысла заметно отличаются. Как презентованные концепт-кары отличаются от того, что идет в серию.

Отдельное спасибо за то, что сохранили цирк на Вернадского.

А по новому цирку нужно дождаться архитектурных и проектных решений и после этого судить о проекте. Потому что судить о проекте по плохому, дешевому и неряшливо нарисованному, не могу этого не подчеркнуть, рендеру, нельзя. Давайте дождемся реального проекта, прорисовки, архитектуры».

Опубликовано в Блоге директора

13 Марта 2025

Похожие статьи
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Сад за крепостной стеной
Мастерская Ильи Гринберга спроектировала для Гурьевска микрорайон, на концепцию которого повлиял сохранившийся вокруг Калининграда пояс фортификационных сооружений. С одной стороны урбан-блоки формируют жесткий треугольник – четкий уличный фронт и звено в цепи будущих микрогородов, с другой – подобие тихого и укрытого от всех невзгод садово-паркового ансамбля. Вашему вниманию – авторский текст о проекте
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.