English version

Точка опоры

Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.

mainImg
Архитектор:
Раис Баишев
София Каверина
Проект:
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, улица Одесская, земельный участок 4

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Р.С. Баишев, ГАП: С.Н. Каверина. Архитекторы: К.А. Щербакова при участии: М. Хафизов, Н. Громова. Визуализации: К. Анохин, Н. Смирнов. Рисунки для лазерной резки: М. Хафизов

2023

Заказчик: ВЕРЕН ГРУПП
Нижний славится высокими берегами рек, до ста метров от уровня воды. Один из таких – правый берег Оки перед ее впадением в Волгу; в последние годы здесь много проектируют и строят, и под склоном, и на склоне, как здания с разлетом больших консолей, так и высотные. Жилой комплекс «Veren Place Одесская», названный по имени улицы, проходящей недалеко от бровки склона – один из высоких. Хотя и не слишком: 71 метр и 17 этажей, он вполне отвечает своему растущему окружению.
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Справа – герой нашей статьи, слева – ЖК Glorax Черниговская, где башни также спроектированы архитекторами «Остоженки»
© АБ «Остоженка»
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Развертка со стороны Оки
© АБ «Остоженка»

Однако проект интересен отнюдь не числом этажей, а экспериментами в области типологии и объемно-пространственного построения. Что в рутинной сфере современного жилого проектирования встречается достаточно редко.

Но в данном случае всё наоборот: дом привлекает необычностью. 

Во-первых, его сердцевина – прозрачная, это холл со стеклянными стенами: восточная открывает панораму города, западная – реки. Пассажирский лифт – тоже панорамный. То есть любоваться городом и простором тут можно будет на всем протяжении пути до собственной двери: этакий эмоционально-пространственный «аттракцион». 
  • zooming
    Западный фасад, обращенный к реке. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Торцы небольших коридоров – а объемы почти квадратные, квартир на этаже немного, от четырех до двух – тоже завершаются стеклянными стенами. Все общественные зоны получили в проекте естественный свет, и в центре композиции возникает своего рода «узел» прозрачности. 

Во взаимном расположении объемов можно увидеть принцип поворотной симметрии – они развернуты на 180°. Но принцип скорректирован: в частности, угловые террасы собраны в западной части, со стороны реки, панорамы и закатов, – тут уже вступает в дело обычная, зеркальная симметрия. Что не делает планы менее емкими и лаконичными.
  • zooming
    План 2–7 этажей. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 17 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

В свое время на меня произвел большое впечатление дом-«катамаран» Владимира Плоткина [дом в проезде Загорского], там два корпуса разделены пустотой, но соединены коммуникационными связями. 

Я считаю, что внутри жилого объема должна быть пустота, некая связующая пауза – в этом суть экспериментов, которые мы ведем, проектируя жилые дома. Тогда дом становится легким, чтобы не сказать воздушным, тогда открывается доступ для солнечного света. 

К примеру, в ЖК «Акварели» помещения, в которых как правило естественного света нет – коридоры, санузлы, – освещены благодаря тому, что их окна выходят в небольшие внутренние дворы, которыми «нашпигованы» протяженные крылья. Или в более новом по времени строительства ЖК Veren Village – сделанном для Veren Group, того же заказчика, что и наш нижегородский проект, – удалось соединить два лестнично-лифтовых узла в один: они используют общий лифт и получают солнечный свет через зенитные фонари. 

В «Одесской» у нас – не две башни, а один дом, разделенный пополам. То, что его разделяет, в то же время и соединяет, это главная, осевая часть, композиционный «хребет». 

К тому же нам удалось почти целиком освободить нижний ярус, создав в нем очень необычное общественное пространство.

Вообще говоря, решение нижнего яруса – самая яркая особенность архитектуры дома.

Он не просто поставлен на ноги – а приподнят очень высоко, на 4 этажа – то есть на 10 метров.
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Как мне рассказали, решение родилось, когда заказчик посетовал, что нижние этажи плохо продаются – в ответ архитекторы предложили их «попросту не строить». Хотя экономическая причина была бы слишком простой, к примеру, в книге Моисея Гинзбурга «Жилье» она перечислена среди аргументов в пользу домов на ножках лишь как одна из нескольких. Как о не менее важном там же говорится о проветривании на уровне земли.

Хотя все мы знаем, что главное достоинство домов на ножках – это эффект победы над гравитацией, восторг от реализации того, что на уровне банального сознания кажется невозможным. 

Итак, дом держится на легком росчерке кортеновых опор, они одновременно и колонны, и конструкция фермы. Внутри вес объемов поддерживают четыре опоры круглого сечения и, конечно, коммуникационный узел. 
  • zooming
    План 1 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Разрез 3–3. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Получившееся пространство легче всего сопоставить с модернистскими корбюзеанскими домами: принцип тот же, но колонны повыше, что соответствует возможностям современных строительных технологий. 

Но архитекторы также сравнивают его и с лоджиями – Деи Ланци во Флоренции, Дель Капитаньо в Виченце, – общественными пространствами, похожими на гигантские и очень объемные портики. Они дополняли городские площади Италии в период готики и Ренессанса; служили и для городских собраний, и для установки скульптур. Это важное сравнение, поскольку крытые дворы-лоджии популярны в современных жилых комплексах и как важное дополнение общественной программы дома, и как нетипичное пространство с особенными эмоциональными характеристиками.

В данном же случае оно занимает большую часть пятна под домами и становится не просто дополнением, а своего рода мега-лоджией. Какой ни у кого другого нет. 
cic = 1

София Каверина, ГАП проекта, АБ «Остоженка»

Для меня в этом решении главное – прозрачность и легкость. Такой подъем нижнего этажа практически никогда не встречается в жилых домах. Тут с Одесской улицы можно будет на просвет наблюдать закат над Окой, да и речной воздух можно будет ощутить даже наверху, из города.
 
В то же время мы помним о том, что в Нижнем бывает очень ветрено, и лоджия под домом позволяет выстроить иерархию пространств, последовательный, постепенный переход от открытого к защищенному, – в конечном счете, к своей «крепости»-квартире; на каждом этапе такого перехода человек будет видеть и город, и реку.

ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»

Кирпич фасадов продолжает тему, начатую парной композицией объемов, цвет тоже решен «на раз-два»: со стороны реки он белый, со стороны города черный. Кирпич уже подобран, и в обоих случаях он покрыт ангобом и слегка поблескивает, напоминая плитку модерна, но в чуть более «шершавом» живописном варианте. 

Но кирпича не так много, поскольку тут не очень много стен. В основном – вертикальные простенки-пилоны, по ощущениям «готические», довольно объемные и пустотелые внутри, на фасад они выходят широким желобком, в который планируется встроить подсветку.
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Вся фасадная решетка очень объемная – и пилоны, и межэтажные тяги. Последние имеют вынос 60 см, благодаря чему удалось спроектировать окна «в пол», избежав пресловутого вертикального простенка высотой 120 см, так как большой горизонтальный вынос «отсекает» огонь. На выносах установлены мини-балкончики, которые могут быть использованы и для кондиционеров, и для «одинокого курильщика»; к тому же они дополняют ритм вертикальных пилонов регулярным шахматным ритмом. Ну а рельефность фасада, состоящего из стекла и тяг, тоже дает своей эстетический результат. 

Тем не менее кирпич – фон, а главный герой тут – кортен. Из него сделаны межэтажные тяги, им же облицованы и круглые колонны внутри, и зигзаг колонн внешнего контура. 

И пояс технического этажа над колоннами, в основании жилых этажей. 
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Его архитекторы, отчасти в шутку, называют триглифно-метопным: через паузы «триглифов», чьи оси совпадают с осями фасадных пилонов, размещены «метопы» с изображениями из прорезного кортена. Темы заимствованы из деревянной резьбы домов Нижегородской губернии, в частности Городца, их авторы подобрали в книге Владимира Горячева о городецкой резьбе. А надо сказать, что, так как оба города – поволжские, то в них долго сохранялась рельефная резьба, воспринятая еще в начале XVIII века от кораблей петровского и последующего флота. Как и мотивы. На самом деле мифологическое, хотя на вид сказочные. 

Вот из этих-то мотивов архитекторы «Остоженки» и выбрали: трехглавого «Змея Горыныча» или птицу Сирин, например. И разбавили их вездесущими в деревянной резьбе орнаментальными розетками солярных знаков.  
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Деталь. Перфорация фриза, облицованного атмосфероустойчивой сталью
© АБ «Остоженка»

Кортен – красивый и популярный современный материал, он хорошо подходит и для фермы высотой 10 метров, и для орнаментов. Но отмечу еще один, отчасти парадоксальный, эффект: вся конструкция нижней части дома получилась, по ощущениям, «деревянной». Рыжевато-коричневый цвет характерен не только для ржавчины, но и для дерева, особенно если оно проолифлено, а потом немного «пожило», но еще не стало серым... Как у корабля. Тут вспоминаем, что рядом – с одной стороны пристани Оки, а с другой деревянные дома мещанской застройки, еще сохранившиеся от конца XIX – начала XX века. И еще что дерево хорошо сочетается с подобными, решетчато-прозрачными, конструкциями. 

То есть у нас тут, в некотором роде, дом стоит на «деревянной» перголе, только она выросла раза примерно в три-четыре. 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

С «перголой» неплохо сочетается идея террас над рекой – впрочем террасы, как и дворы-лоджии, это тоже один из популярных элементов современного жилья. Еще не так давно, лет 10–15 назад, считалось, что «в нашем климате» они скорее лишние и никому не нужны, а теперь рынок вдруг узнал, что как раз наоборот – они роскошные, что квартиры с террасами, будучи дороже, продаются почему-то быстрее... Тут можно вспомнить, что архитекторы «Остоженки» экспериментируют с террасами над водой достаточно давно: к примеру, ступеньки террас есть на спроектированных ими в 2013 (!) году корпусах первой очереди «Ривер Парка» в Москве. 

Здесь террасы – на углах белой части башен, со стороны реки, спускаются ступеньками от 17 до 15 этажа, доходя до гипотенузы и нарезая два внешних угла «кубиками». 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Архитекторы продумали, в числе прочего, отвод воды с террас – тоже отдельная задача: так высота 16 этажа стала больше других, 4.5 метра, поскольку над частью пространств прошел зигзагообразный канал для отвода воды. У будущих жителей появилась возможность спроектировать в высокой части своих квартир антресоли. 
  • zooming
    План 16 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 16 этажа: техэтаж. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

И благоустройство, и проект интерьеров общественных зон здесь делали те же авторы, что существенно, поскольку мы уже знаем, насколько в данном случае важно соотношение внешнего и внутреннего. 

Дом буквально построен на популярной в архитектуре модернизма и даже его предшественника модерна идее связи и взаимопроникновения внешнего и внутреннего. 

Как мы могли видеть выше, он максимально раскрыт: к панорамам, свету, даже речному воздуху. Поэтому для авторов было важно выстроить – даже не интерьеры как продолжение фасадов – а интерьеры общественных зон и решение фасадов как одно целое. Из тех же материалов, «входящих» внутрь или «выходящих» изнутри – как посмотреть. 

В этом смысле ключевой узел это интерьеры лоджии под домами. Они, напомним, проветриваются, но, так как забор был все же необходим, авторы предложили стеклянный, из триплекса, примерно 2-метровой высоты. Он задуман в основании колонн со стороны города – как самое прозрачное решение. Подобную стеклянную перегородку мы видели у «Остоженки» в недавно завершенном доме на улице Казакова. Отчасти стекло защитит и от нижегородских ветров.
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Все остальные материалы ведут себя так, как будто стекла нет в помине: землю под ногами планируется выложить темным клинкером и внутри, и снаружи – мостовая будет цельной. Колонны каркаса, как и потолок, как и цветочные кадки, облицованы кортеном, он здесь повсюду. 
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»

Черно-белая композиция с преобладанием ржаво-рыжих поверхностей оттенена натуральными растениями «зеленого сада» с кадках и деревянными скамьями; в лобби за стеклом оттенку кортена вторит коричнево-бежевая обивка кожаной мебели. 

Под цвет подобран также и металл: матово-полированная нержавеющая сталь для почтовых ящиков и лифтовых дверей, причем розово-золотистый оттенок сочетается с кортеном, а черный – с черным кирпичом. 

Между тем кирпич, черный и белый, смело «входя» в интерьер с фасадов, трансформируется в складчатые поверхности: они так хорошо реагируют на косой и свет и в то же время насыщают пространство пластикой, настолько, что другой декор, кроме разве что живых растений и видов города за окном, не требуется. 
  • zooming
    Складчатая поверхность кирпича в нижнем ярусе «лоджии» перед входом. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Складчатая поверхность кирпича в лифтовом холле – и панорамное окно там же. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Любопытно, что прием кирпичей, поставленных под углом, достаточно широко популярен в наше время, но складчатые «каннелюры», полученные методом простого поворота кирпичного бруска, еще будучи исполнены в розовом кирпиче, распространились и прижились еще в 1980-е годы. Но как правило этот прием используется как фасадный. В данном же случае – опять-таки наоборот, он входит в интерьер. Авторы сравнивают зубчатые кирпичные поверхности со складками портьер, а я бы сказала, тут может подойти сопоставление с актуальной в наше время плиссированной тканью. 

Коридорам неплохо пришлась тема контраста, заданная на фасадах, все развивается логично и опять же, рифмуется и снаружи, и внутри: одна половина черная, другая белая, и нет никаких сомнений, какие фасады где – вроде бы мелочь, в практическом отношении несущественная, но ведь интересно, когда все так имманентно логично. Можно было бы и гостям рассказать. Больше того, можно подойти к стеклянному торцу коридора, посмотреть, убедиться, да, слева белые, справа черные. 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Подсветка здесь, как и на фасадах, спрятана и светит отраженным светом, отделяя верх и низ и акцентируя места встречи стен и пола уступом. Во-первых, комфортно, когда под ногами не только керамогранит, похожий на светлое дерево, но и свет, а во-вторых – интерьер как будто формируется у нас на глазах из объемов, слегка левитирующих и наделенных разными свойствами. При всем лаконизме мы чувствуем на уровне ощущений работу этого конструктора: пола-стен-потолка. Это вам не пластмассовые аканты дешевых карнизов, а их противоположность, вместо маскирующего декора – работа пространства и объема, каждого элемента. 

Участок дома – прямоугольный, одним из торцов он примыкает к Одесской улице и тянется в сторону реки, но перепад высот здесь еще не очень большой по сравнению со 100-метровым склоном, который начинается недалеко за западной границей территории. Между тем он есть – 3.5 метра. Дома стоят ближе к Одесской улице, но весь прямоугольник занят одним ярусом подземной парковки, на кровле которой, как на большой террасе, запланирован двор с игровой площадкой и воркаутом, геопластикой, кустами и злаками, даже с небольшим амфитеатром – еще одним местом для наблюдения за закатами и общения. Амфитеатр вписан в обваловку, скрывающую техпомещение, а въезд в подземную парковку использует естественный перепад высот; кроме того, он замаскирован и поддержан стенкой из белого кирпича, откликающегося на фасады речной части дома и выложенного решетчатой бразильской кладкой.  

Словом, дом довольно занятный – как минимум по количеству нетипичных, но приятных для будущих жителей решений, поскольку в нем режиссура общественных пространств, о которой так много говорят вокруг, присутствует не на словах, а на деле. Что сильно повышает «градус уникальности». Опять же, все вокруг кричат об уникальности, которой нет, а здесь – как минимум целый набор решений, как минимум редких в жилом строительстве наших дней.

Несложно заметить, что многие из них восходят к поискам послевоенного модернизма, который был по части объемно-пространственного построения намного более смел, чем наши современники, нередко за деталями не видящие целого. Как следствие, в проекте на Одесской привлекают две ключевые вещи: с одной стороны, он очень четко и логично выстроен, начиная от геометрии плана, структуры интерьера и заканчивая мотивацией этого построения. С другой стороны, тут нет прямых заимствований: эксперименты, укорененные где-то в семидесятых, получают вполне современное развитие: если ноги, то 10 метров, кортен и триплекс, если кирпич, то глазурованный, если панорамы и проницаемость – то во все стороны. Почему-то не отпускает мысль, что только в Нижнем возможна такая свобода. Хотя я могу ошибаться. 

Проект одобрен градсоветом Нижнего Новгорода, получил положительное заключение экспертизы, так же как и разрешение на строительство, которое уже началось. 
  • zooming
    1 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    10 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
Архитектор:
Раис Баишев
София Каверина
Проект:
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, улица Одесская, земельный участок 4

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Р.С. Баишев, ГАП: С.Н. Каверина. Архитекторы: К.А. Щербакова при участии: М. Хафизов, Н. Громова. Визуализации: К. Анохин, Н. Смирнов. Рисунки для лазерной резки: М. Хафизов

2023

Заказчик: ВЕРЕН ГРУПП

20 Мая 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Сад за крепостной стеной
Мастерская Ильи Гринберга спроектировала для Гурьевска микрорайон, на концепцию которого повлиял сохранившийся вокруг Калининграда пояс фортификационных сооружений. С одной стороны урбан-блоки формируют жесткий треугольник – четкий уличный фронт и звено в цепи будущих микрогородов, с другой – подобие тихого и укрытого от всех невзгод садово-паркового ансамбля. Вашему вниманию – авторский текст о проекте
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.